Фальтер

Екатерина Агеева. «Камни Сизифа»

Поэзия
«Тихое „ли“ сомнений
проникает в каждое наше слово,
превращая мирную жизнь
в подобие боевого искусства».

Екатерина Агеева назвала свою поэтическую подборку «Камни Сизифа» — в честь героя, чьи вечные муки представляются нам адом. Но подобно Камю, автор оставляет пространство для сомнений: является ли труд Сизифа абсолютным наказанием? Не схож ли он с трудом художника, чьи вечные мысли — о том, имеет ли искусство смысл?

Лирические герои смотрят на мир в тот момент, когда их камень катится вниз. И в осознании абсурдности этого мира обретают если не счастье, то хотя бы свободу и утешение.

Екатерина — поэт, прозаик, критик. Публиковалась в журналах «Кольцо А», «Лиtеrrатура», «Знамя», «Формаслов» и других. Попала в лонг-лист «Лицея»-2020. Финалистка премий «_Литблог» и «Болдинская осень». Ведет телеграм-канал о разном литературном (и немного о себе) «Литературные патологии».


— Мне кажется, что Сизифа вполне можно считать мифологическим воплощением поэта. Мудрый и любящий жизнь во всех ее проявлениях. Обманывающий богов и способный пленить саму смерть. Да и стихи, как и камень в Тартаре, могут казаться бесполезными и бессмысленными. Причем и чужие, и свои.

Камю писал, что Сизиф обретает счастье именно в момент понимания бесцельности происходящего. Возможно, поэт тоже становится по-настоящему свободным, только когда осознает, как абсурдно его дело и его тексты. Потому и лейтмотив моей подборки — путь от постоянных сомнений и разочарований из-за столкновения с уроборосом жизни к смелости прямого взгляда и принятию решений. Пока еще ты можешь хоть что-то решать. Пока боги не наказали.

Камни Сизифа

***

Собака лаяла за будкой,
что всё до свадьбы заживет,
и то, что скатывалось в шутку,
обратно закатилось в рот.


***

Время собирать камни.
Или разбрасывать камни.
Тайно прятать камни за пазухой
или раздавать добровольцам
в качестве средств самообороны.
Обтачивать неровности и углы,
вкладывать в чьи-то руки
и говорить:
«Смотри, вот он — мир».

Я не понимаю.
Но я бы хотела,
чтобы поняли камни,
если в них осталась душа
предыдущих перерождений.


***

А внутри меня
заблудился ёжик в тумане.
А внутри меня
мамонтёнок мечтает о маме.

А внутри меня
пингвинята Пепе и Лоло.
А внутри меня
не идёт для взрослых кино.


***

Тихое «ли» сомнений
проникает в каждое наше слово,
превращая мирную жизнь
в подобие боевого искусства.

Ты ли это?
Едва ли.


***

Я никогда не спрашивала бабушку,
какие кружки ей нравятся —
фарфоровые или металлические.

В чем секрет торта «Наполеон»?
Кто стоит слева, в пальто,
на общей выцветшей фотографии?
Теперь-то и не узнаешь.

Но доживу — догадаюсь.


***

Из пустой экономии времени
торопить минутную стрелку
на свидание с часовой.

Перекладывайте
с места в карьер
эти камни Сизифа.

А я отложу один.
На подольше.


***

После тебя остаётся
лишь недовольное «мрр»
от касанья кошачьего
дремлющего хвоста.

Как же неосторожно
душа отлетает.


***

Страна, что меня накрывает
чехардой застолблённых мест
на картах и глобусах,
кружках китайских,
футболках турецких,
дешёвом бесшовном белье,

всё чаще напоминает
ленту в плену у платьев,
атласных юбчонок,
шифоновых брючин
и всякого женского прочего.

Жмущий на талии ремешок
как спутанный поводок.

А я не хочу быть
взрослой собакой, мама.
Я щенком утоплюсь в ведре.


Автор обложки: Ира Копланова

Хотите больше текстов о важном, литературе и свободе? Подписывайтесь на телеграм-канал «Фальтера», чтобы не пропустить.

Если вам нравится наша работа, можете поучаствовать в сборе средств — это очень поддержит редакцию. Спасибо 🖤