Фальтер

Как запустить творческий краудфандинг и научиться говорить о себе? Рассказывает сооснователь сервиса «Френдли» Владимир Шведов

Интервью
«Френдли» — краудфандинговый сервис для поддержки творческих людей. Платформу запустили прошлой осенью бывший главный редактор «Таких дел» Владимир Шведов и руководитель IT-бюро Анна Ладошкина.

Сейчас комиссия сервиса — самая низкая на рынке: 2%. В своем журнале и телеграм-канале «Френдли» делится историями авторов, объявивших сбор, и полезными материалами.

Ева Реген поговорила с Владимиром. Он рассказал, что нужно для успешной кампании, как быть с налогами и почему важно не бояться просить помощь.

Владимир Шведов. Фото: Мария Ионова-Грибина, из личного архива Владимира


— Какова предыстория «Френдли»? Как я понимаю, она связана с вашей предыдущей работой.

— Идея краудфандингового сервиса для людей, создающих контент, появилась еще в «Таких делах». Очень многое в работе издания было связано с краудфандингом: не только в пользу социальных проектов, о которых мы рассказывали, но и в пользу фонда «Нужна помощь» (издание появилось на его базе, а затем стало независимым СМИ, оставаясь партнером фонда — прим. ред.) и, собственно, медиа. Но ресурсов на запуск собственной платформы не было, появлялись более актуальные темы — тем более, что социальные проекты всегда первоочередны.

Потом я уволился из «Таких дел» — буквально за пару недель до начала масштабных боевых действий в Украине. Идея, которая существовала давно, легла на почву массового ухода разных платежных сервисов из России. В общем, всё сошлось в одной точке.

Разработка была долгой, много сил ушло на то, чтобы решить ряд юридических вопросов, внедрить собственную платформу для обработки платежей. Практически весь прошлый год проект искал свою форму — и начал работу уже осенью 2022-го. Мне посчастливилось найти партнера в лице Анны Ладошкиной (руководитель собственного IT-бюро — прим. ред.), которая сделала много проектов в социальном секторе.

Сейчас мы стремимся, с одной стороны, привлечь пользователей на эту платформу, с другой — популяризировать краудфандинг в той среде, которая, возможно, не до конца осознает его ценность. Даже в том объеме, в каком он получил распространение за последние десять лет, краудфандинг был скорее привязан к продаже какого-то продукта. Речь идет о модели, которую использует Planeta.ru: сбор привязан к тому, что какой лот ты получишь за свой перевод.

Мы же продвигаем идею того, что краудфандинг — способ финансирования самого автора как творческой единицы, инструмент инвестирования в его творчество. Эта механика доступна, например, на Patreon (Роскомнадзор заблокировал его в России в 2022 году — прим. ред.). И мы видим, что она до сих пор требует объяснения для авторов и их сторонников.

Конечно, можно открыть сбор просто на свои реквизиты. Но сбор на крауд-платформе — это отдельный интернет-проект. Ваша кампания не просто существует сам по себе, а становится частью экосистемы платформы со своей логикой (подробнее о плюсах и минусах таких сервисов в сравнении со сбором на карточку можно почитать в материале «Френдли»).
— Кстати, говоря о литераторах: даже если им удается достичь каких-то высот, часто они получают такие небольшие гонорары за публикации, что поддержка не помешает хотя бы фоново.

— Да. При этом совершенно очевидно, что даже для популярного автора краудфандинг не может быть единственным источником дохода. И эта идея у меня тоже сформировалась за время работы в фонде и «Таких делах». Максимально правильная ситуация с финансированием любого проекта строится на разных источниках дохода. Пусть они будут не столь масштабны, как того бы хотелось, но если сложить фоновую поддержку в виде крауд-финансирования, коммерческого партнерства и продажи творчества, получится достойный уровень, позволяющий неплохо существовать.

— Каковы еще принципиальные отличия «Френдли» от подобных проектов — Planeta.ru, Boosty?

— Первое и главное преимущество — очень низкая комиссия сервиса: 2%. К сожалению, к ней надо добавить расходы на обработку транзакций платежным шлюзом — но это в любом случае ниже, чем где бы то ни было. У нас небольшая команда, нет огромных расходов, мы не входим ни в какие корпорации — и можем позволить себе такую низкую комиссию.

Во-вторых, на платформе нет необходимости регистрироваться, чтобы совершить перевод. Достаточно перейти по ссылке, ввести имя — и поддерживай автора сколько хочешь.

Кроме того, у нас нет ограничений, привязанных к денежным суммам. Автор сам задает эти рамки: три варианта, на сколько его можно поддержать. Донатор тоже может выбрать сумму, которая ему импонирует. Это одна из наших ценностей: дружеская поддержка измеряется скорее самим фактом этой поддержки. Поэтому основной критерий успешности кампании — количество людей, поддержавших автора, а не собранная сумма. Лучше иметь 100 друзей, которые переведут по 100 рублей, чем одного, который переведет 10 тысяч. Если у тебя есть большое сообщество сторонников, ты понимаешь, на что можешь рассчитывать и как планировать работу. Если у тебя только один благодетель, который тебя крупно поддержал — это, конечно, тоже здорово, но далеко не так устойчиво в долгосрочной перспективе.

И третье, на чем хотелось бы остановиться — идеология нашей платформы. Для нас очень важно предлагать альтернативу в плане независимости и тотальной прозрачности: например, мы указываем все комиссии. Мы — очень френдли сервис по отношению к человеку. И хотим, чтобы он таким оставался, не перегружался кучей функций. В то же время мы обязательно будем его дорабатывать по запросам от аудитории.

Кстати, прямо сейчас платформа позволяет выводить деньги в любой момент. Можно не дожидаться окончания календарного месяца или сбора всей суммы проекта.

— Мне нравится опция подписки, ежемесячных платежей. При отсутствии высокой комиссии получается очень хорошее предложение.

— И это, кстати, довольно распространено среди наших авторов. Мне кажется, [такая подписка] действительно может дать приятную финансовую поддержку.

— У вас на сайте указано, что донаты не облагаются налогом. Когда я сама изучала вопрос, столкнулась с мнением, что налоговой еще надо доказать факт дарения, а не платы за контент. Есть ли здесь подводные камни?

— Да, есть. Наши юристы работали с этим вопросом очень внимательно. Это одна из причин, по которой мы избегаем прямой системы продажи цифрового контента, как, например, в Boosty. В таких случаях возникает и риск трактовать донат как покупку товара.

Все налоговые вопросы решаются на стороне платформы. Мы уверены, что проблем не должно быть, но не можем гарантировать это на сто процентов. Когда мы регистрировались как сервис, столкнулись с тем, что разные регуляторные органы работают непредсказуемым образом — такое бывает, к сожалению.

— Сколько у вас сейчас авторов? Заметила при этом, что среди них есть достаточно медийные люди. Например, писатели Александр Архангельский, Майя Кучерская.

— Всего пользователей на платформе — около 800 человек. Но, конечно, далеко не каждый из этих авторов активно поддерживает свой сбор. В октябре мы привлекли замечательного менеджера по развитию Дашу Волю — у нее отличный опыт в краудфандинге и она как раз сейчас работает с нашим сообществом авторов, напоминает им, что продвижением своего сбора важно заниматься. Ну и чего уж там: вообще продюсирование краудфандинговой кампании — очень большая и серьезная работа. Часто есть заблуждение, что достаточно просто открыть платформу, зарегистрироваться — и всё будет работать само. А это не так.

Ева Реген тоже завела аккаунт на «Френдли». Если вдруг захотите поддержать «Фальтер» — вам сюда!


— Можно ли составить чек-лист для успешной кампании?

— Тема бесконечная. С одной стороны, всё на поверхности, с другой — по факту оказывается, что всего этого недостаточно. Недавно мы публиковали развернутую инструкцию о том, как повысить шансы своей кампании на успех, вредные советы из пяти пунктов.

Но если очень лаконично всё суммировать, то рекомендации такие. Во-первых, нужно быть прозрачным и открытым, чтобы вызвать доверие. Во-вторых — максимально полно предоставить информацию: рассказать о том, кто вы, каков ваш профессиональный опыт, что у вас за проект, зачем нужны средства. Ну и третье — главное — коммуникация. Нужно постоянно говорить о том, что вы делаете, в своих соцсетях. Мы как платформа тоже много внимания уделяем тому, чтобы рассказывать об авторах. Привлекаем разных партнеров из других медиа, вместе с ними готовим материалы о наших авторах.

Кроме того, у нас есть свой небольшой журнал, телеграм-канал и [профиль в запрещенной соцсети: @friendly2.me].

— Ваш журналистский опыт сказался на способе презентации авторов?

— Я занимаюсь тем, что мне понятнее и проще всего — работаю с историями людей. Конечно, это совершенно другой формат, не тот, что был в социально-ориентированном медиа. Но любой журналистский материал о человеке строится на одних и тех же принципах. На универсальной драматургии, желании раскрыть героя, его отличительных чертах. И значимая часть того, что мы рассказываем в наших социальных сетях — портреты героев.

Вообще я больше всего люблю этот проект за то, что в нем есть замечательные люди. Я сам, когда недостаточно мотивирован, смотрю, какие у нас классные авторы, какие вещи они делают — и становится теплее на душе.

— Здорово, что это абсолютно горизонтальная история — хотя, наверное, в этом и сложность. Вы рассказываете в том числе о людях, о которых с большой вероятностью не напишет крупное СМИ. А здесь у каждого появляется голос.

— Да, для нас очень важно, чтобы среди наших героев были не только популярные блогеры и медийные лица. Многие из них лишь начинают свои проекты. Это одновременно и благо, и трудность. Благо в том плане, что речь идет о чем-то уникальном. И для меня как для редактора, который работает с разными общественно-политическими изданиями, это отдушина своего рода. Классно, что мы создаем альтернативную повестку.

Трудность заключается в том, что творческое начинание — не всегда конфликтное и драматургически яркое, а информационный ресурс автора зачастую невелик. Когда мы сотрудничаем с дружественными изданиями, видим, что отклик, конечно, есть — но не сказать, чтобы сумасшедший. Выбирая между острой общественно-политической повесткой и рассказом о нескольких авторах, запустивших краудфандинг, читатель выберет то, что ему более интересно. Но для нас совершенно не важно, сколько у автора подписчиков в телеграм-канале. Если он что-то создает, если он мотивирован — он совершенно точно наш человек, «Френдли»-автор, и мы рады о нем сказать.

Журнал «Френдли»



— Как быть с авторами, которые могут подвести аудиторию?

— Гарантировать, что автор не разочарует и сделает то, о чем рассказывает, мы не можем. Мы не магазин — всё строится на доверии. Единственное, что мы можем сделать со своей стороны — рассказать, кто над чем работает, о его сложностях. А если когда-нибудь, не дай бог, столкнемся с откровенным мошенничеством, тоже обязательно об этом расскажем. Всегда есть риск, что обманут. Но если никому не доверять, наверное, жить совсем грустно будет.

— Что вообще мотивирует людей жертвовать средства?

— Мы стараемся отходить от слова «пожертвования», потому что это связано с самоотречением. Обычно говорим «поддержка», «донаты». Что тут можно сказать? Я сам поддерживаю довольно много краудфандинговых проектов. Не только на платформе «Френдли», но и на других ресурсах. Для меня главное, что есть в краудфандинге — чувство поддержки и сопричастности. Мне очень приятно знать, что я делаю небольшой, но вклад в чье-то творчество. Особенно если сам человек мне симпатичен: я смотрю его соцсети и вижу, что он горит тем, чем занимается. Для кого-то важно общение с авторами, но для меня такая функция всегда была вторична.

— Каким вы видите «Френдли» в будущем?

— Основное направление, в сторону которого мы хотим развиваться — формирование более устойчивого горизонтального сообщества. Возможность для авторов общаться с донаторами — более удобная, чем есть сейчас (спасибо-сообщение, в которое можно зашить ссылку, например, на закрытый телеграм-канал — прим. ред.). А также коммуникация авторов друг с другом. Мы очень хотим, чтобы они делились опытом — может быть, на онлайн-встречах.

Принцип равной взаимопомощи — очень важный. Когда ты о чем-то узнаешь из методичек, от корифеев своего дела — это одно. А когда есть кто-то с таким же маленьким телеграм-каналом на несколько сотен человек — это дает гораздо больше. Такой обмен опытом помогает понять: не страшно, если что-то не получается.

Краудфандинг — это и очень радостно, и очень сложно. Я сам на собственные проекты готов дать ссылку с большим трудом. Все мы сталкиваемся с ощущением, что не достойны поддержки. И это ощущение — очень уничтожающая штука. Она мешает получать удовольствие от краудфандинга. Когда мне перевели первые 100 рублей на подкаст «Давай голосом», который делаю, я был просто в восторге. Подумал: вот это да, неужели это кто-то не просто слушает, а еще и хочет поддержать? Очень важно не бояться попросить — мы подготовили публикацию на эту тему. И много говорим о позитивном опыте тех, кто у нас собирает деньги.

В общем, хочется, чтобы все были открыты к поддержке друг друга.

Фото на обложке: Мария Ионова-Грибина (из личного архива Владимира Шведова)