Фальтер

«У меня никогда не было опции сдаться». Читатели «Фальтера» делятся добрыми историями о книжном рынке (несмотря на трудный год)

Истории
Мы всегда стараемся думать о хорошем — и поэтому спросили наших читателей из мира книжного рынка, что в уходящем году помогло им выстоять и делать важные вещи.

В материале — история писательницы, считавшей отказы редакций «из вредности», но нашедшей отклик; продавца в книжном, встретившего неожиданную посетительницу; библиотечной кошки Фроси, чей портрет мы поставили на обложку, и другие истории.

Катя Янсон
Журналист, писатель, автор телеграм-канала «Акула с пером»

— У меня никогда не было опции «сдаться», я привыкла делать вопреки. Я даже считаю количество проигранных опен-коллов — просто из вредности. Но всё-таки было в этом году и кое-что, поднявшее дух.

Во-первых, меня позвали выступить в проекте «Люди читают рассказы» (сообщество прозаиков, читающих прозу в барах и арт-пространствах Москвы и Петербурга — прим. ред.), причем текст был выбран именно тот, который недавно проиграл в одном из конкурсов. Было очень ценно познакомиться с такими же пишущими людьми из очень разных сфер, — на чтения я приходила потом уже и как слушатель. И пойду еще.

Во-вторых, я прочитала книгу победительницы «Лицея», уловила знакомые болезненные нотки в повествовании и решилась написать автору. И она... согласилась прочитать мою работу! Несмотря на то, что роман пока только близится к печатной версии.

В-третьих, как представитель фонда помощи людям с психрасстройствами я пробовала наладить сотрудничество с книжными клубами, которые практикуют терапевтические чтения. И одна из организаторов попросила почитать мою книгу про «счастливое» лицо депрессии на новогодних каникулах (роман «Уродины» уже проанонсировало издательство «Стеклограф» — прим. ред.).

Сказать, что я была рада, мало. Я в восторге от того, что меня УСЛЫШАЛИ. И надо сказать, что я также безмерно рада и благодарна, когда читатели пишут мне, что им понравилась какая-то крошечная деталь, шутка, фраза из моих произведений. Я перестаю чувствовать себя один на один со своими переживаниями. А это бесценно.


Мария Рачинская
Писатель, автор телеграм-канала «У дядюшки Мефодия»

— Год начался с завершения редактуры рукописи сборника «Петербуржский сплин», потом началась кропотливая работа отбора и рассылки в издательства... В октябре случилось чудо: я выступила в Петербурге с рассказом из сборника в сообществе «Люди читают рассказы». А в декабре получила космическое предложение о прочтении сборника в книжном клубе «Конец прекрасной эпохи» при музее Иосифа Бродского. И тут я подумала: часто нам хочется видеть свою книгу на пьедестале почета, изданной — и себя в лучах славы… Но сейчас я радуюсь самозабвенно тому, что текст будут читать люди. Да, он не издан, но не это ли главное — писать для читателей, найти своих по духу и успокоиться. Порадоваться новому, верить, что впереди у текста свет, а не тьма.

Почему и кому я об этом рассказала? Тем, кто, как и я, бьется со своей рукописью, рассказом, текстом. Не опускайте руки, идите — даже через боль и молчание, пока есть силы и желание о чем-то важном сказать, написать, спеть.


Влад Балабанов
Продавец в краснодарском книжном магазине «Чарли»

— Краснодар и август: жаркий город и жаркий месяц. Я прохлаждался на балконе магазина и высматривал потенциальных посетителей. В какой-то момент в подъезд начала подниматься девушка с походным рюкзаком и в панаме.

«Здравствуйте, как же жарко у вас. Я путешественница, узнала о [магазине] в интернете, посещаю книжные в разных городах». — «Ого, круто, откуда вы?» — «Из Владивостока, добралась сюда автостопом».

Проехав всю Россию, она зашла именно к нам.

«А у нас во Владивостоке есть [книжный] «Игра слов», он очень крутой. Я люблю там проводить время. У вас тоже ничего: красиво и книги крутые!»

Осматривая магазин, девушка спросила что-нибудь почитать в дорогу. Я предложил ей «Праздники» Романа Михайлова. Услышав, что это мистические рассказы про хтоническую провинциальную Россию, она больше не смотрела книжек на полках: «То, что мне надо! Простите, у меня в рюкзаке мало места, поэтому я возьму ее одну. А еще возьму открытку с ежиком. Я собираю всё с ежиками».

После этого мы обсудили города нашей необъятной и сошлись, что оба любим российские города, городочки и независимые книжные.

Девушка собиралась уходить на вечерний поезд и подарила мне магнитик с Владивостоком, я же вручил ей открытку с дореволюционной печкой из нашего магазина.

Так я понял, что книжные из знойного и праздного Краснодара и холодного портового Владивостока могут оказаться гораздо ближе, чем кажется.


Кир Витковский
Основатель онлайн-сервиса «Метранпаж» для автоматической нейросетевой верстки печатных и электронных книг

— С момента основания в 2022-м мы регулярно сотрудничаем с авторами, помогая им верстать книги и экономя их время и средства. За каждым обращением стоит своя история создания рукописи.

Любому писателю хочется, чтобы его книга вышла уникальной, и я рад, что с этим запросом они обращаются к нам. Работы над проектом еще много: не все планы удалось осуществить в уходящем году. Прямо сейчас мы запускаем верстку электронных изданий, а в 2024-м планируем создавать эксклюзивные обложки с помощью нейросетей.

Обращаясь к самым необычным историям в 2023-м, сразу вспоминаю две: про студента дизайн-факультета, не сдавшего домашку и написавшего нам прямо на паре с мольбой о помощи, и женщину, негласно завоевавшую у нас статус лидера по запросам в сервис. На протяжении нескольких дней мы разбирались со сбоями системы по ее заявкам. Спустя время она поинтересовалась, нет ли у нас конкурса на самое большое число тикетов в техподдержку. Если бы и был приз, безоговорочно достался бы ей! Эти случаи в итоге трансформировались в позитивный опыт: без признания своих ошибок и чувства юмора в издательском бизнесе тоже никуда.

Но главное, что остается неизменным — это вера в себя, свой продукт, книги и то, что благодаря нам всё больше людей будут наслаждаться хорошо сверстанными изданиями. Это — мой главный мотиватор и двигатель даже в трудные времена.


Антон Володин
Какой-то мужик (регалию выбрал спикер, мы не смели отказать — прим. ред.)

— В уходящем году очень радовали лекции о литературе моего коллеги и филолога Ивана Чернышова, а главное — полные залы на его событиях (посмотреть некоторые лекции можно здесь. А еще «Фальтер» публиковал прозу и стихи Ивана — прим. ред.).

Мы с Иваном сделали целую серию коротких роликов, где доступным языком он объяснял «для пацанов» античную философию — в частности, Марка Аврелия. Пародировали «пацанскую» тему до того, как это стало мейнстримом!

Поддерживали с подписчиками друг друга в моем книжном телеграм-канале «Теле Охта»: было видно, что люди не впали в обволакивающее безумие и готовы проявлять эмпатию, одобрительно реагировать на посты и видеоролики.

Такую же поддержку я неоднократно получал и по поводу небиблиотечного ютуб-канала «Небибка» (неистовый контент за авторством вышеупомянутого Ивана, меня, актера Александра Ширяева и приглашенных друзей). На фоне мировых катастроф и трагедий мы говорили о музыке, литературе и культуре — надеюсь, что это поддерживало не только нас.


Ева Реген
Главный редактор «Фальтера» (тоже своего рода читатель издания)

— Решила взять слово после Антона, поскольку в партнерстве с его проектом «Теле Охта» «Фальтер» провел свою первую литературную мастерскую «Сходка». Придумал ее участник нашей команды Сережа Маляров: он буквально покорил меня 24-страничным документом, где был предусмотрен даже устав мастерской. А больше всего понравилась миссия — создание поддерживащей среды без токсичных комментариев. Более того, анонимность авторов во время чтений снимает предвзятость и превращается в своеобразную игру (гадаешь: кто же это написал?).

Одиннадцать авторов, четыре встречи в петербургской библиотеке «Охта-8», обсуждение текстов по кругу и как результат — удивительный мэтч. Все так сдружились, что захотели выпускной в баре. Там ребята несколько часов рассказывали друг другу кулстори о литературе и не только — считаю, это успех.

Моя любимая история со «Сходки» — о библиотечной кошке Фросе. Одна из участниц мастерской Ольга Олесина уже бывала в «Охте-8» ранее и добавила Фросю в свою повесть, сделав ее преподавателем кошачьего языка. Правда, в тексте Фрося случайно получилась котом — и только благодаря нашей мастерской автор узнала шокирующую истину. Эту милейшую историю можно почитать в телеграм-канале Ольги.

И хотя под конец декабря трудно звучать восторженно (я даже не пытаюсь), меня дико радует, что меньше чем за полтора года существования «Фальтер» научился делать и вот такие штуки, как мне кажется, значимые для Петербурга. Надеюсь, что в будущем попробуем и онлайн-формат.


«Фальтер» публикует тексты о важном, литературе и свободе. Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить.

Хотите поддержать редакцию? Прямо сейчас вы можете поучаствовать в сборе средств. Спасибо 🖤