Перед вами — новость ТАСС от 2349 года, посвященная финалу современной литературы и победе вечной классики.
Елена Васильева родилась в 1992 году в Нижнем Тагиле, живет в Петербурге. Редактирует и рецензирует художественные тексты, в прошлом новостной журналист. Ведет телеграм-канал о современной литературе «Да сколько можно», пишет статьи и обзоры в «Прочтение» и «Фонтанку».
Елена Васильева родилась в 1992 году в Нижнем Тагиле, живет в Петербурге. Редактирует и рецензирует художественные тексты, в прошлом новостной журналист. Ведет телеграм-канал о современной литературе «Да сколько можно», пишет статьи и обзоры в «Прочтение» и «Фонтанку».
— Мои друзья уверены, что каждую минуту своей жизни я читаю новую книгу. Это не так. Поэтому, когда дедлайн «Фальтера» подобрался близко, а ни одна книга для рецензии так и не прочиталась, мне пришлось придумать несуществующую историю. Источником для нее стало чувство раздражения, которое я испытываю, когда в ответ на предложение прочитать современную литературу слышу, что человек освоил еще не всю классику и ничего нового ему не надо.
Классики — это великолепно, но не повод задвигать современность. Я понимаю, что ситуация, описанная в моем тексте, отдает наивностью. Вряд ли люди перестанут писать. Но без чтения чего-то актуального они, кажется, готовы обойтись.
Вечная классика
В России вышел последний в истории «современный роман»
МОСКВА, 11 сентября 2349. /ТАСС/. В России выпустили последний «современный роман». Это книга фантаста Ивана Велесова «Драконий вождь», завершающая серию «Игры, в которые играют нелюди». Она выходила на протяжении более полувека.
В романе «Драконий вождь» разрешается интрига заключительных десяти книг серии. Читатели узнают, как появился Мир Драконов, почему все главные герои погибли и что ждет человечество в параллельной вселенной.
Иван Велесов, которому на днях исполнился 101 год, больше половины жизни посвятил книжной серии «Игры, в которые играют нелюди». В первых десяти томах он писал о мире, захваченном роботами. В следующих десяти книгах история строилась вокруг противостояния леших и домовых. После чего инициативу перехватили оборотни. Начиная писать четвертый десяток книг, автор взялся за драконов, которые сочли себя непобедимыми. В последней десятке он рассказал, как по очереди гибли эти миры. В заключительной книге катастрофический конец ждет и Мир Драконов, а читатели получат объяснение стольким апокалипсисам.
Велесов выиграл грант на издание «Игр, в которые играют нелюди» в 2298 году, когда в преддверии нового столетия было решено создать фонд поддержки «современной литературы». С тех пор финансирование фонда существенно сократилось, к 2349 году на его средства оказалось возможным выпустить всего один роман. При этом изначально грантовая программа была рассчитана на ближайшую сотню лет и призвана стимулировать интерес к «современной литературе». На прошлой неделе представители фонда официально заявили, что «облажались», то есть не справились со взятыми на себя обязательствами.
Окончание эпохи «современной литературы»
Начиная с 2100 года, тиражи художественных текстов, написанных авторами-современниками, стремительно падали. Эксперты книжной отрасли уже не вспоминали о легендарных миллионных тиражах советской эпохи — как и о тиражах «глянцевой» литературы начала века. Тираж в 2000 экземпляров, считавшийся «золотым стандартом» в первой трети XXI века, тоже стал редкостью. В результате потери интереса читателей к этой части литературного процесса средний тираж книги составил 100 экземпляров. При этом вышедшие в таком количестве наименования редко становились библиографической редкостью.
Ссылка: Новость от 2110 года «В России рекордно сократился средний тираж современного романа»
Одновременно с этим скачкообразно росли тиражи писателей-классиков XIX века и первой половины XX века. В 2120 году Российская книжная палата зафиксировала 1 миллион переизданий романов Федора Михайловича Достоевского только за I полугодие (+100% век к веку). Льву Николаевичу Толстому удалось пробить отметку всего в 700 тысяч экземпляров за тот же период, что тем не менее свидетельствовало о более чем двукратном увеличении его тиражей в вековом разрезе.
Михаил Афанасьевич Булгаков и его поистине бессмертный шедевр «Мастер и Маргарита» взяли в условном рейтинге третье место с полумиллионным тиражом. «Солнце русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина неожиданно для всех в конце XXI века обогнал Иван Александрович Гончаров, чья «обломовская» философия стала крайне востребована. Суммарные тиражи переизданий его романов достигли уровня в 400 тысяч экземпляров. Пушкин набирал порядка 300 тысяч экземпляров, ему не помогли ни «Евгений Онегин», ни «Капитанская дочка».
Всё больше и больше читателей стали следить за так называемой «тиражной гонкой» и скупали книги классиков. Россияне начали собирать коллекции изданий одного автора, чаще всего коллекционеры увлекались Достоевским. Самые азартные тратили на такие библиотеки все накопления, менее азартные решались потратить только одну-две полные зарплаты, свидетельствовали опросы ВЦИОМ.
Ссылка: Материал от 2150 года «Квартира, полная вечной классики. Как тридцатилетний петербуржец собрал самую большую в мире коллекцию Достоевского»
Президент и литература
Подобный интерес к классической литературе стимулировал Новый Президент Российской Федерации Семен Жевнов. Ни одно его выступление не обходилось без упоминания литературного текста, цитирования и демонстрации книги на камеру. Некоторые редакции подготовили специальные издания любимых россиянами текстов с портретом любимого ими же Президента на обложке, загримированного под литературного героя. Особенно популярным оказались «Преступление и наказание» с Семеном Жевновым в образе Порфирия Петровича и «Обломов» с Семеном Жевновым в образе Штольца. Все амплуа согласовывались лично Президентом в прямом эфире на его страницах в социальных сетях.
Происходившее плохо сказывалось на состоянии «современной литературы». В числе причин, способствовавших ее падению, специалисты называли негативное отношение Нового Президента к совруслиту, усиление влияния школьной программы, комплекс кризисов 2022 года, развитие мультимедийных проектов, а также размытие понятия «современная литература». В литературоведении по-прежнему считается, что этот период начался в 80-х годах XX века. Теперь известно, что он завершился в 40-х годах XXIV века.
Литературный редактор: Ева Реген
«Фальтер» публикует тексты о важном. Подписывайтесь на телеграм-канал, чтобы не пропустить.
Хотите поддержать редакцию? Прямо сейчас вы можете поучаствовать в сборе средств. Спасибо 🖤