Быть писателем — значит создавать смыслы. Не только в книгах, но и в публичном пространстве. С чего начать, о чем писать в блоге и что поможет с продвижением даже без бюджета на рекламу?
В рубрике «Литературная рюмочная» писательница, эксперт по продвижению и автор телеграм-канала «Дочь Достоевского» Елена Тимохина делится советами. Она объясняет, как развивать личный бренд, оставаясь собой.
Елена Тимохина
Писательница, эксперт по продвижению и автор телеграм-канала«Дочь Достоевского»
— Десять лет моей жизни я писала статьи для СМИ — таких как РБК и Forbes — и помогала корпорациям и стартапам рассказывать в этих изданиях о себе. Но когда я решила продвигать себя как писательницу, растерялась и не знала, с чего начать. Мне казалось, что мой опыт в классическом PR на книжном рынке неприменим, тут работают другие законы и нужно начинать с нуля.
У меня есть три нонфикшн-книги, но художественную литературу я начала писать относительно недавно. За полгода я: — без рекламы набрала первые 1700 подписчиков в своем телеграм-канале «Дочь Достоевского»; — нашла издателя для моей детской книги; — выступила в крупнейших писательских школах, поделившись опытом эксперта по продвижению: Band, Creative Writing School, WLAG, «Мне есть что сказать», «Школе детской книги» и так далее; — завела авторскую рубрику в Setters.Media; — записала подкаст «Свои правила».
Хочу рассказать вам, как прошла этот путь, и напомнить: начинать никогда не поздно. Даже если вы абсолютный новичок на рынке, у вас нет изданных текстов и вы не попадаете в списки «Лицеев», «Ясных Полян» и «Больших книг». Вы все равно творческая единица со своим голосом, и есть понятный набор инструментов, как этот голос сделать слышимым.
1. Несите ценности и смысл, а не анонсы книг.
Начать ваш путь к медийности стоит с себя и своей мотивации. Зачем вам личный бренд? Какие идеи и смыслы вы хотите нести? Важно говорить не только о своих продуктах — все это звучит как реклама, а реклама и вас самих наверняка жутко раздражает — а о ценностях.
Выпишите список тем, книг, персон, блогов, которые интересуют вас самих — там вы найдете подсказки, о чем вещать во внешний мир. Лично я люблю блог писательницы Екатерины Манойло: прекрасное сочетание красивых фото, лайфстайла и разговоров о литературе. Еще один близкий мне по духу кейс — блог писательницы и редактора Екатерины Звонцовой. Полезные посты по литмастерству соседствуют с еженедельными интерактивами «Поделитесь, чего такого классного написали или нарисовали» (кстати, они собирают по 300–400 комментариев).
Представим, что лично вы хотите вдохновлять людей на изменения. Рассказывайте истории из своей жизни с конкретными примерами: как вам бывало тяжело, вы хотели сдаться, но не сдались.
Помните, что вы интереснее и объемнее вашей книги, не нужно искусственно ограничивать аудиторию литературными темами. В конце концов, узнать, как правильно писать синопсис, хотят сотни, тысячи людей — а вот как жить с синдромом самозванца или пережить депрессию, например, захотят узнать миллионы. Потому что мы первым делом люди, а уже потом писатели.
2. Найдите баланс пользы и эмоции.
Зачем незнакомым людям приходить к вам в блог? А — за пользой, Б — за эмоцией. По первому пути давно и успешно продвигаются экспертные блоги: например, врачи, юристы, психологи. Они делятся с вами полезным контентом по теме, бесплатно отвечают на интересующие вас вопросы — и постепенно вы начинаете им доверять. Если вы пишете нонфикшн — советую присмотреться к этому пути.
Автор же художественной литературы — творческая единица: он не всегда нацелен на полезный контент, зато с эмоциональной составляющей проблем быть не должно.
Подумайте, какую эмоцию вы несете в мир. Спросите у друзей, как они рассказывают о вас кому-то, кто с вами не знаком. В этом будет заключаться подсказка по позиционированию. Например, обо мне говорили в том числе так: «Лена переехала в Лондон учиться на писателя. Сумасшедшая!».
Закладывайте эмоцию в каждом вашем взаимодействии с миром: и в книге, и в посте, и в вебинаре, и в аудиосообщении.
3. Используйте журналистские форматы.
Например:
Зовите на интервью друзей и интересных вам личностей — инфлюенсеров, блогеров, коллег-писателей. Скорее всего, люди захотят поделиться публикацией у себя в каналах — и вы получите новую аудиторию. Лично я в своем блоге веду рубрику #кто_я_когда_выросла — о том, как люди меняли профессию и не сдавались в сложный момент.
Придумайте тему и соберите комментарии двух-трех экспертов с аудиторией. По этому принципу мы вместе с тремя дружественными каналами написали пост с рекомендациями книг на новогодние каникулы — и каждый канал сделал перепост.
Ведите прямые трансляции с отраслевых мероприятий. Так, если вы планируете идти на международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction, можете делать короткие выжимки по ходу дискуссий в блоге. Например, издатель журнала «Двенадцать» Евгения Рыкалова делала подобные обзоры с Лондонской книжной ярмарки в канале «Вредный издатель».
4. Не забывайте про коллаборации вне книжного рынка.
Советую не ограничиваться пределами литературного мира. К примеру, если вы написали детскую книгу, можно прорекламировать ее не только у книжного блогера, но и в канале педиатра или нейропсихолога — это увеличит охваты.
Вы также можете сходить на подкаст с подходящей аудиторией (или сделать его сами) либо предложить СМИ материал на виральную тему. С чего начать, если никогда раньше не работали со СМИ?
У всех ваших любимых изданий есть вкладка «Контакты» на сайте: найдите нужный вам раздел и редактора и напишите ему на почту. Главное — сразу предложить две-три подходящие для издания темы, чтобы повысить шансы на публикацию.
Корпоративным блогам, СМИ и другим крупным площадкам порой выгоднее согласиться на бесплатную коллаборацию, чем небольшим личным каналам. У них есть главная задача — выпускать много контента. У небольшого блогера, возможно, бесплатная коллаборация заберет его основной хлеб.
5. Будьте проактивны.
Издательства — своеобразные венчурные инвесторы: они издают книги в надежде, что некоторые из них выстрелят. С учетом затрат на печать тиража книги, литредактуру и так далее издателю может просто быть не по карману вкладываться еще и в продвижение вашей книги. Поэтому будьте проактивны сами: стучитесь во все двери, используйте нестандартные ходы.
Всегда думайте, как можно превратить в коллаборацию любую вашу задумку для блога.
6. Не стесняйтесь, даже если у вас маленький блог.
Однажды мне захотелось рассказать про детские книги в Англии. В моем канале было на тот момент всего 100 человек, и я подумала: почему бы не пойти к крупному книжному блогеру и не предложить ему коллаборацию? В итоге мой материал вышел на площадке с аудиторией в 10000 человек, и я договорилась с этим каналом на регулярную рубрику. Бонус: автор канала оказалась редактором в издательстве детской литературы и теперь помогает мне с книгой.
Полезные телеграм-каналы:
Образовательный проект SETTERS EDUCATION пишет о маркетинге и сильном бренде.
Агентство «Палиндром» делится опытом в производстве контента и медиа.